вторник, 3 апреля 2012 г.

Кощунственная дикость



«Он есть образ Бога невидимого»

(Кол. 1,15).



Первое, с чем сталкивается человек, заходя в православный храм, это– икона. Для православного христианина в этом нет ничего необычного. С детства мы помним, как, входя в храм, ставили свечку перед иконой Спасителя, Его Матери, святых. Вспоминая тот священный трепет, с которым ставили эту свечку, вспоминается и та, по-детски наивная молитва, помнятся те добрые глаза, которые смотрели с иконы. Смотрели с такой любовью, что в душе появлялось непередаваемое чувство радости и веры.



Икона в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой. Священные изображения имели место в истории еще во времена Ветхого Завета. По свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – «во Святом-святых» (Исх. 25, 10 - 17; 26, 33-34). Также Бог повелел Моисею сделать два золотых изваянных изображения херувимов и поставить их «во Святом-святых» по двум сторонам крышки, покрывавшей ковчег завета (Исх. 25, 18-22); повелел сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища (Исх. 26, 31-33), подобно тому, как ныне иконостас отделяет алтарь от самого храма; и сделать такие же изображения херувимов на тех попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26, 1-37).



Известно также, что Сам Бог повелел Моисею воздвигнуть медного змия в пустыне (Чис. 21, 8), и этот змий был образом нашего Спасителя, вознесшегося на крест (Иоан. 3, 14-15). Иконопись в Древней Руси была делом священным. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма. Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.



С другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себя было не нужно: ведь Бог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести Прообраз.



Чей Прообраз изобразила украинская художник Оксана Мась, привезя в Гомель созданную инсталляцию «Алтарь наций», ставшей скандально известной с арт-выставки в Венеции, можно смело предположить, ведь  роспись и в самом деле необычная: «на каждом таком яйце – изображение человеческих грехов», радостно сообщает беларусам ресурс http://news.21.by/culture/2012/04/03/496693.html. Продолжая, редакция нам поведала и о том, что «По мнению автора Оксаны Мась, инсталляция «Алтарь наций» «своего рода художественная исповедь. Кто разрисовал хотя бы одно яйцо, осознал свой грех, страх, комплекс, и значит очистил душу. Весь проект воссоздаст шедевр эпохи Возрождения «Гентский полиптих» братьев ван Эйк. В его центре Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель» http://kp.ru/f/12/image/43/16/3601643.jpg.



 «Алтарь наций» пробудет в Гомеле целый месяц. Автор уверена, что за это время «найдутся люди, готовые раскрыть свою душу через роспись пасхального яйца».



Как видим, все просто: божественные образы можно вырисовывать яйцами, расписанными уродливыми грехообразами. Затем, выкладывать Алтарь, возведя его в алтарь всех наций. Исповедовать грехопадения Богу не надо, достаточно нарисовать свой грех на скорлупке, и этим ты уже получил его разрешение…



Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело- его жизнь сопровождает священный образ, икона. Чей образ и чье подобие насаждается на православной земле, в Душах гомельчан- мне понятен. Понятен ли ответ организаторам сей выставки и тем, кто уже изъявил желание поглазеть на модную дикость?



04 апреля 2012 года



Сергей Рыжов

сопредседатель БКП «Белая Русь» и Международного

движения «За новый мир! За обновленного человека!»

1 комментарий:

  1. «Все рушится, основы расшатались,
    мир захлестнули волны беззаконья:
    кровавый ширится прилив и топит
    Стыдливости священные обряды.
    У добрых сила правоты иссякла,
    а злые будто бы остервенились»
    Уильям Батлер Йитс

    ОтветитьУдалить