воскресенье, 14 октября 2012 г.

russianny.com | news | Цари ироды

russianny.com | news | Цари ироды

«Тот, кто становится пресмыкающимся,
червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?»
Иммануил Кант



Одним из сочных персонажей в событиях, описуемых в Новом завете, был некий Ирод Антипа, который известен как палач Иоанна Крестителя и убийца первомучеников христианства- младенцев Вифлеемских. Этого Ирода не нужно путать с Иродом Великим, который незадолго до событий Нового Завета фактически воссоздал Иудейское государство и отстроил Второй Иудейский Храм.

Будущий царь Иудеи Ирод I (Антипа) был сыном влиятельнейшего иудейского вельможи, эдомитянина по происхождению- Антипатра, получившего от Юлия Цезаря титул прокуратора, и арабской принцессы Кипры. Дед Ирода был правителем Эдома и принял иудаизм вместе со своим народом после подчинения земель Хасмонейской Иудее. Вообщем, родословие у ставшего в 48 году до н. э наместником Галилеи было непростое, как и сама судьба.

25-летнему Ироду удалось отличиться перед римлянами тем, что смог уничтожить банду разбойника Иезекии, которая мешала сообщению между Сирией и городами средиземноморского побережья. Римляне оценили рвение нового наместника Галилеи, и в 47 г. до н. э. ему было даровано римское гражданство. Следует признать, что его власть  выдержала проверку временем. Ее не смогли поколебать ни сильнейшее землетрясение в Иерусалиме, унесшее десятки тысяч жизней, ни вторжение арабских племен, ни голод в 25 году до н. э. Арабы были отбиты, а Иерусалим восстановлен, да и неурожай оказался под пятой правителя- Ирод обменял золотое убранство своего дворца на хлеб для жителей Иудеи. Вроде бы как показательно для правителя собственной страны, а не для тирана. Да?

И все же, таковым он являлся на поверку. Усекновение главы Иоанна Крестителя-  не одно преступление, скрашивающее радужные краски его правления. Говоря о причинах расправы, Иосиф Флавий, к примеру, называет опасение царя-убийцы возрастания роли пророка в иудейском обществе. «Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно». Испуганный возросшим религиозным энтузиазмом народа, правитель решил расправиться с его источником в человекообличии. Как любил говаривать иной образчик успешного правления- Иосиф Сталин: «нет человека- нет проблемы».

 Новый Завет нам рассказывает иную причину, по которой Ирод убил пророка Божьего. И эта причина была сугубо личного характера. Дело в том, что Иоанн Креститель публично обличал царя-Ирода за кровосмесительный брак с дочерью Ирода Великого. В глазах народа и религии такая связь была греховной и не прибавляла царю дивидендов.

 Меня в этой истории привлекло иное. Как и все диктаторы, Ирод оставался нерешительным трусом в принятии юридически значимого личного решения за казнь или расправу. Как и его собратья «по цеху», диктатор, дабы хоть частично снять с себя ответственность, перекладывает ее  на иное лицо. В данном случае- на Саломею, дочь Иродианы от первого брака, которой на свой день рождения, изрядно услужив престарелому мужику зажигательным танцем, потребовала в качестве награды, по наущению своей матери, испросила «на блюде голову Иоанна Крестителя». Заблаговременно обещав исполнить ее любую просьбу, Ирод Антипа был вынужден казнить проповедника. Формально на нём не было прямой ответственности за убийство, он только выполнял приказ своей приёмной дочери.

Ранее, узнав о новорожденном Царе Иудейском, появившемуся на свет в Вифлееме, и опасаясь, чтобы Он не отнял у него власть, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). По преданию их было 14 000. Не зная, где именно находится Иисус, Ирод погубил в числе невинных страдальцев этих детей. Этим обстоятельством и была вымощена их дорога в Царство Небесное. А за свои великие злодеяния перед народом ему вверенным, царь не избежал и наказания Божия. Предание гласит, что тело его покрылось болезненными ранами, а от зловония от него исходящего, рядом не мог пребывать человек.

Как известно из основ любой традиционной религии, там, где нет благодати, свободное место занимает совсем иное. Даже оказавшись на смертном одру, Ирод продолжал умножать зло. Он уже оставался нечувственным к Божиим управлениям, а лишь ожесточался в самовольно избранном служении антиподу. Вскорости  он приказал убить брата, сестру и ее мужа. Погружаясь в пропасть уготовленную,  безумец предал смерти и свою жену, трех сыновей. Даже на смертном одре он цеплялся за власть и обвинил последних в попытке ее вырвать из ослабших рук царственного палача. Иудейское царство было разделено между тремя оставшимися в живых сыновьями, а царь был похоронен в основанном им Иродионе. Его могилу удалось обнаружить лишь в 2007 году, но аналогии продолжали сопровождать его последователей в выборе между добром и злом на протяжении всей двутысячелетней истории не только Ближнего Востока.

И здесь нельзя не вспомнить простые как свет слова Симеона Афонского: «Единственный враг человеку – это сам человек». 



13 октября 2012 года

сопредседатель Беларусской консервативной партии
«Белая Русь» (БКП «Белая Русь») и Международного
движения «За новый мир! За обновленного человека!»
Сергей Рыжов

1 комментарий:

  1. «Тот, кто становится пресмыкающимся,
    червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?»
    Иммануил Кант

    ОтветитьУдалить